На этой неделе Медиа-музей духовной истории г. Романова-Борисоглебска был номинирован на Китайский документальный Оскар и получил грамоту Пекинского Фестиваля фильм «Там вдалеке», посвященный священномученику Михаилу Белороссову. Следующий проект АНО «Студия «Другое Небо» – просветительский телевизионный цикл «Пространство Чуда», призван объединить наработки Музея в области исторического кино и документальной анимации.
"Выбирайте, что вам построить: храм или железную дорогу?" - разбогатев, спросил своих односельчан уроженец села Кукобой - Иван Воронин. В начале ХХ века люди однозначно предпочли храм, несмотря на то, что церковь в селе уже была, а дороги не было никакой - до сих пор через эти глухие места проходит один из самых сложных маршрутов для внедорожников. В 1912 году был построен Храм Спаса Нерукотворного почти пятидесятиметровой высоты из финского кирпича. Сейчас село Кукобой более известно туристам, как родина Бабы Яги, но Спасский храм, закрытый в 30-ые годы и благоустроенный современными подвижниками, вновь действует. Таков синопсис одной из десятков историй, запомнившихся за два с половиной года работы Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска.
2022-ой объявлен годом культурного наследия, среди объектов которого - тысячи храмов и святынь. Однако, православный храм - не только памятник архитектуры. В облике храмов и святынь запечатлены вехи и героические образы русской истории. Строительство храмов часто посвящалось знаменательным историческим событиям. История Казанского Ярославского монастыря тесно связана с победой над польско-литовскими захватчиками, а строительство Романовской Спасской церкви - с моровым поветрием 1654 г. Вокруг православных храмов и монастырей создавались поселения и строились города, - такова история Калязинского Троицкого монастыря, затопленного в 30-ых годах. На Интерактивном медиа-макете "Романов-Борисоглебск. Духовная история", сделанном как и сам Медиа-музей при поддержке Фонда Президентских грантов, представлены скульптуры 13 храмов с исторической разверткой в виде документальной анимации, проецируемой на фоны Макета, - 13 исторических сюжетов и два фильма. Здесь, в Медиа-музее духовной истории г. Романова-Борисоглебска, где наряду с историческим материалом можно познакомиться с людьми, которые занимаются возрождением храмов и святынь.
«Мы при поддержке Президентского Фонда Культурных инициатив вместе с телеканалом Россия-Ярославль начинаем работу над созданием просветительского телевизионного цикла "Пространство Чуда", - рассказывает директор Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска, кандидат искусствоведения Виктория Фомина, - Цикл объединит жития святых и подвижнический труд современников - героику прошлого и настоящего времени. Свершения современных героев интересны и сами по себе, но нам кажется важным рассмотреть события прошлого и настоящего в едином историческом контексте. Коллекция произведений живописи, графики и скульптуры, собранная в Медиа-музее духовной истории, а также Медиа-технологии помогают визуализировать исторические события, а деятельность современных героев, причастных возрождению святынь, - дает исторической драме оптимистичное вдохновляющее продолжение в настоящем, будущем и вечном. Наряду со святынями Романова-Борисоглебска, будут представлены возрождающиеся Храмы Ярославской области и других регионов. Удивительна история храмов и монастырей Донбасса. Свято-Ольгинский женский монастырь, созданный при онко-центре Луганской больницы, в военные годы не только помогал хоспису, дому малютки, кормил окрестных жителей, оставшихся без электричества среди заминированных полей, там еще происходило строительство уникального архитектурного ансамбля в селе Красном – 500 ступеней, от церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы до Воскресенского храма. На каждом лестничном пролете – часовня в честь одного из дней Страстной Седмицы, а наверху – Тринадцатиметровый оранжевый Крест. Село Красное найти не просто – туда от Луганска ведет грунтовая дорога, петляющая по деревням, однако, в Пасху ко Кресту восходят сотни людей. Примером подвижничества служит также Свято-Васильевский монастырь, созданный старцем Зосимой (Сокуром), монастырь Божией Матери «Призри на смирение» в Лисячинске, храм Святых Царственных Мучеников в поселке Горняк. Мы надеемся, что телевизионный цикл "Пространство Чуда" будет способствовать возрождению храмов и святынь, и уверены, что история возрождения святынь усилит патриотические чувства и вдохновит зрителя».
Анна Животовская
Кадры из анимадоков М. Орехова и афиша к фильму В. Фоминой «Там вдалеке» (2021), дизайнер афиши – Г. Петров.
– Приезжай к нам в музей. Наш Интерактивный медиа-макет "Романов-Борисоглебск. Духовная история" получил серебряную медаль конкурса «Искусство. Совершенство. Признание», – обычно голос моей подруги и коллеги Виктории Фоминой слышится в самое неожиданное время и предвещает невероятный водоворот событий. Она могла звонить из Иерусалима, с берега Средиземного моря, с Луганской таможни, из Костромских болот, где Иван Сусанин отдал жизнь за Царя, или с турнира по спортивному бриджу. Когда мы познакомились, она еще играла в бридж и даже имела разряд, курила «Приму», писала сценарии «Очевидного-Невероятного» и только начинала воцерковляться… За прошедшие с тех пор двадцать дет она бросила курить и играть в карты, но явила миру десятки очерков, пару монографий, дюжину фильмов, посвященных подвижникам и святым, и сотни тысяч километров по бездорожью… В 2019 все ее поездки прекратились, точнее выстроились в едином направлении - Виктория с коллегами открыли Медиа-музей духовной истории г. Романова-Борисоглебска. За годы знакомства она периодически просила меня отрецензировать текст, провести аукцион, получить за нее где-то грамоту или медаль, прочитать лекцию, но сейчас мне предстояло ехать за 360 километров от Москвы ради некоего Интерактивного медиа-макета.
- В свое время режиссер Ролан Быков в телеинтервью о работе над документальным фильмом «Портрет неизвестного солдата» (фильм, кстати, так и не был смонтирован) рассказал любопытный эпизод. В Монголии он спросил у 80-летнего полковника, как он относится к тому, что молодежь уже не помнит о Второй Мировой войне. «Да, все забыли, – с сияющими глазами сказал полковник. – И очень хорошо. Это наша заслуга. Вот если бы мы проиграли войну, они бы помнили всю жизнь». Как ты относишься к такой трактовке Памяти?
– Как я отношусь к стремлению оградить сытых детей от боли и проблем, а потом удивляться, что они растут ворами и наркоманами? Привычно, к сожалению. Я часто думала, почему «Гражданскую оборону» или «Черного Лукича» слушают более 35 лет? Наверное, именно поэтому, – не давая забыть о боли, их музыка помогают нам оставаться людьми, личностями. Помнишь у Лукича: «У огня хватит силы для меня, для меня. Никогда не кончается война». Забыть о войне – это форма амнезии, при которой человек теряет свою личность. «Мы часто находим себя выброшенными на неизвестный берег неизвестной волей с неизвестной задачей. Мы находим себя без вечного... И вот рождается элементарная стратегия гусеницы, утратившей сакральное знание о месте бабочки в душе! Это – тяжелая патология, ведущая меня и моих детей к миру, где после нас – хоть потоп... Легкий такой мир крепенького пригожего олигофренчика», – я цитирую отзыв на Медиа-музей израильского психолога Александра Ройтман. Недавно ехала ночью по Белграду. Там сохранены здания, разрушенные войной, чтобы помнили. В центре Дрездена в восстановленных домах оставили закопченные войной черные кирпичи – зияющие дыры. В Медиа-музее духовной истории есть инсталляция Анастасии Мотовиловой «Разрушенный храм», сделанная на основе скульптуры Покровской церкви, взорвавшейся в печи. На макете нашем как раз наоборот – возрождение показано. Там не дыры, а формы, наполненные светом памяти и молитвы.
- В свое время в 80-ые годы прошлого столетия, нам в головы впечатывали притчу из романа Ченгиза Айтматова «Бураный полустанок» о «манкуртах, не помнящих родства». Слово стало нарицательным. И прошлое в те времена стало замещать настоящее, а будущее вообще мало кого интересовало. И именно тогда с иронией стали восприниматься слова пронзительной песни Льва Лещенко на слова Роберта Рождественского «То, что было не со мной – помню…». Что это – переосмысление функции Памяти? Ее значения в человеческой культуре и духовности?
– Это – прости, Господи - такое направление образования. Этимологически от слова «Образ». В молитве преподобного Симеона Метафраста есть такие слова: «Возстави мя грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая». Трудно представить себе покаяние по-советски, но совесть человеческая все равно соотносится с героикой. Раньше считалось почетным переписывать от руки годовые «Четьи-минеи» святителя Димитрия Ростовского – жития святых на каждый день года. Богатые иногда заказывали, но круче было самому переписать. За едой жития читали вслух. Благодаря маленьким брошюркам с житиями святых в России книгопечатание стало развиваться, на них даже грамоте учились. Таким образом, героика входила в сознание людей. В наше время издавались жизнеописания пионеров-героев, но старцы говорят, что героика ХХ века больше связана с личностями актеров и деятелей науки. Сейчас древних святых забыли почти, а новомучеников даже запомнить не успели. В 2000 году было канонизировано больше святых, чем за всю предыдущую историю церкви. В том числе Романово-Борисоглебские священномученики Иаков Архипов, Михаил Белороссов, Иоанн Дунаев, Петр Зефиров, Петр Попов, Николай Розов, мученики святитель Вениамин Воскресенский и послушница Анна Шашкина, исповедник Георгий Седов. Многих из них расстреляли и сбросили в общую яму, родственники уничтожили документы и личные вещи. У многих были многодетные семьи – люди боялись, признав родство, остаться «лишенцами» и умереть с голоду.
Даже сейчас большинства Романово-Борисоглебских мучеников в «Православной энциклопедии» нет. Раньше о них боялись упоминать – сейчас просто забыли. Нужна крепкая вера, чтобы увидеть в этих страшных событиях свет, помощь, Чудо. Не каждый готов воспринять историю семьи расстрелянного священника через его помощь и заступничество. Мы стараемся визуализировать это, но у многих людей уже на входе стоит блок. Мне студенты сказали недавно, что готовы снимать о кормах для кошек, о рекламе белья, о чем угодно, только не о священниках. И знаешь, хорошо, что честно сказали! Другой вопрос – грустно это – образы покаяния и вдохновения очень нужны, особенно в свете пандемии, которой мы ограничены и подавлены. Приятно и удивительно, что целый ряд фестивалей разных стран, почтительно относится к музейным фильмам о новомучениках, показывают, даже награждают.
- Насколько историческая, аутентичная Память сочетается с визуальной интерпретацией истории, которая так или иначе всегда присутствует даже в документальном, но режиссерски выстроенном визуальном материале, на фоне которого живут ваши храмы?
– Прошлое всегда присутствует в настоящем. Этому утверждению посвящено «Фотоувеличение» итальянского режиссера Микеланджело Антониони – лучше не скажешь. Другой вопрос, на чем мы хотим сфокусироваться? Андрей Тарковский говорил: «Точка зрения – это этический выбор». Кто выбирает жить в «Богом забытом» Тутаеве, кто – в святом Романове-Борисоглебске. Кстати, в городе есть памятники Марксу, Ленину и целый парк «СССР», а памятников святых князей – нет ни одного. Точно также можно строить сюжет вокруг несправедливости репрессий, а можно – вокруг святости героя и его чудесной помощи. Это – разные сюжеты, хотя в них есть общая событийная основа. В Медиа-макете «Романов-Борисоглебск. Духовная история» цикл исторических анимадоков режиссера Максима Орехова – это четвертое измерение. Не набор событий, а единый сюжет – прошлое, которое раскрывается в настоящем и устремляется в вечное.
- Ты часто говоришь, что вы в пространстве музея пытались воссоздать «аутентичность духовной истории». Но в вашем случае, ручная работа скульпторов и режиссерски выстроенные видео-новеллы скорее не воспроизводят аутентичность как следование старым подлинным образцам или канонам, а служат фундаментом для рождения новых, в том числе духовных, современных переживаний и смыслов. И тогда в людях, в зрителях и непосредственных участниках, должна просыпаться историческая память как некая особенность в восприятии мира современного. То есть этот макет - не просто экспонат выставки, а рабочая модель нашего духовного созидания?
– Тема духовной истории города задала направление, которому были подчинены различные выразительные средства. Киоты с ликами святых, расположенные на верхнем ярусе макета: с одной стороны фотография человека, с другой – его икона. Под сенью небесных покровителей простирается город. Про аутентичность говорю в том смысле, что храмы на самом деле кирпичные – то есть керамические. Скульпторы макета Анастасия Мотовилова, Мария Комова, Роман Рахимов делали их из шамота. Керамические храмы-светильники, по масштабу превосходят вдвое все городские постройки. Свет изнутри непокрашенных изваяний разрушенных храмов, придает им эфемерность и сияние. На фоне храмов разворачивается их история, на фоне портретов новомучеников – их жития. Наверное, эту структуру можно использовать как рабочую модель пространства памяти, но для меня это, прежде всего, – образ пространства жизни. Подходишь к макету в любое время дня и ночи, и в его свете все становится на свои места – радостно и не страшно.
Ермакова Лена, доцент МГППУ, кандидат искусствоведения
Фото Максима Орехова, Александра Брукса, Анны Абрамян; афиша – Георгия Петрова.
На фотографиях изображен Интерактивный медиа-макет «Романов-Борисоглебск. Духовная история». Скульпторы А. Мотовилова, М. Комова, Р. Рахимов, архитектура Д. Кузьмина, Р. Чечегов, консультант Ю. Стародубов, режиссер М. Орехов, автор концепции и руководитель проекта В. Фомина. Медиа-музей духовной истории г. Романова-Борисоглебска. 2021