Крестовоздвиженский Собор

В сердце древнего Романова, на территории бывшей княжеской крепости, о которой напоминают теперь лишь невысокие земляные валы и остатки рва, расположен Крестовоздвиженский Собор.Храм строился около 40 лет на средства доброхотных дателей и был освящен в 1658 году. Вначале он был одноглавым со шлемовидным верхом, без колокольни, с одним престолом в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.Вскоре храм перестроили. Шлемовидную главу заменили на луковичную, достроили еще четыре главы и возвели колокольню. Построили еще два придела, крытые небольшими шатрами. В соборе стало три престола: главный – в основном объеме – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; северный теплый придел — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; южный холодный придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери.На устройство соборного храма царь Алексей Михайлович пожертвовал 100 рублей – немалые по тем временам деньги.Уникальна стенная роспись собора, выполненная лучшими костромскими и ярославскими мастерами. Здесь творил знаменитый изограф Древней Руси Гурий Никитин.На галерее, влево от входа — стенописи, изображающие сотворение мира. По правую сторону — Страшный Суд и Ветхозаветные сюжеты. В алтарной апсиде роспись «О тебе радуемся и святители», на западной стороне алтаря— Святая Троица. В куполе — Господь Вседержитель, Иоанн Предтеча и икона Божией Матери «Знамение». В сводах собора — сцены из Евангелия и Воздвижение Честного Креста, на южной стороне — Страсти Христовы и Древо Иесеево. На северной стороне — история Креста, на западной — Апокалипсис и Семь Вселенских Соборов.В главном летнем храме сохранились остатки резного иконостаса XVIII века, но уже без икон, утраченных в советское время.Вот как сто лет назад описывали святыни собора:«Тихвинская икона Божией Матери — по преданию дар царя Михаила Романова — украшена серебряной ризой. Свенская (шведская) икона Божией Матери древнего письма особо чтима жителями Романова по дару удерживать от нетрезвой жизни. Владимирская икона Божией Матери приобретена в Ярославле в 1806 году. Образ «Знамение» Божией Матери в позолоченном окладе с жемчугом пожертвован в 1822 году Романовской мещанкой Марьей Дехтяревой». Икона на финифти с изображением Страстей Господних в серебряном вызолоченном окладе с мощами святых угодников Божиих, пожертвована в 1890 году помещицей Анной Константиновной Зацепиной», чей дом стоит рядом с собором.Этот древний храм был впервые отреставрирован в конце XIX века благодаря пожертвованиям московского купца Герасимова. Иконостас реставрировал известный мастер Гурьянов, под непосредственным наблюдением академика Евгения Александровича Сабанеева, выпускника Императорской Академии художеств и уроженца Романов-Борисоглебского уезда.До 1917 г. к Крестовоздвиженскому собору были приписаны: дом для причта, две часовни, тюремная церковь «Во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и две богадельни.В первые годы Советской власти настоятелем храма был священномученик Николай Розов, а духовным попечителем — митрополит Ярославский Агафангел. Более десяти лет настоятелем Собора был святитель Вениамин (в миру – Василий Константинович Воскресенский), который 4 июня 1921 г. на съезде духовенства Романов-Борисоглебского уезда, был почти единогласно избран викарным епископом Тутаевским из мирян, принял постриг с именем Вениамин и с 26 июня 1921 года проходил службу в Крестовоздвиженском соборе.27 сентября 1922 года епископ Вениамин был арестован за проповеди и антисоветскую пропаганду. Отбыл наказание в Ярославском Губернском исправительном доме. В 1923 году после освобождения продолжал службу в Крестовоздвиженском соборе. 12 июня 1927 года был вторично арестован, выслан в Казахстан и погиб в ГУЛАГе. В списке духовных попечителей Собора за 1928 год против записи:«Вениамин викарный епископ,» — стоит прочерк и запись «Выбыл».По свидетельству краеведа Сергея Кошелева, последним настоятелем перед закрытием Крестовоздвиженского собора был священник Иван Соловьев.В 1929 году Собор был закрыт, и вскоре, вместе с имуществом и ценностями передан Тутаевскому антирелигиозному музею. Этот музей был открыт стараниями скульптора и краеведа Сергея Дуденкова. В экспозиции среди прочего были представлены облачения священников и соборные иконы со снятыми ризами. Благодаря музею сохранилась стенная роспись галереи и храма. В начале Великой Отечественной войны экспозиция из музея была вывезена, а собор заперт. В конце войны в окрестностях храма был устроен охраняемый склад дров и лесоматериалов, благодаря чему здание Собора не подверглось разрушению в послевоенные годы. С ликвидацией лесной биржи собор оставался бесхозным до передачи его Рыбинской Епархии.В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом. Настоятелель Крестовоздвиженского Собора — игумен Антоний (Таньков).Титры:Крестовоздвиженский Собор/ Интерактивный медиа-макет «Романов-Борисоглебск. Духовная история». Анимадок. 8 минут. Режиссер М. Орехов. 2021В сюжете использованы материалы книги Сергея Кошелева «Храмы Романова-Борисоглебска» и сайта Рыбинской епархии. Консультант – Юрий Стародубов, закадровый текст читает Георгий Петров, продюсер, редактор – Виктория Фомина, режиссер, оператор – Максим Орехов. АНО «Студия «Другое Небо». 2021